В последнее время все чаще попадалось на глаза упоминание утилизационного сбора, но особо значения ему мною не придавалось. Думаю — какая там утилизация — авто у меня еще новый, ему еще бегать и бегать. Ан нет! Как оказалось, сбор этот будет осуществлять с новых автомобилей, ввозимых в Россию.
Вот так вот — в ВТО еще войти не успели, пошлины не снизили, а уже думают как бы побольше денег собрать. При том что в каждой второй статье жалуются, что Россию ВТО разорит. По мне так конкуренция только лучше работать заставит. Чего, видимо, некоторые очень боятся. Это тема для отдельной статьи.
Что такое утилизационный сбор?
Обратимся к Википедии:
Утилизационный сбор — платёж за утилизацию товара. Может включаться в стоимость товара, взиматься отдельно при продаже или перед утилизацией.
Автомобили
В странах Евросоюза утилизационный сбор для легковых автомобилей составляет около 100 евро и уплачивается при покупке. При этом коэффициент утилизации для автомобилей «Автоваза» проданных в ЕС превышает 97%.
В России во время действия программы утилизации автомобилей 2010—2011 годов он составлял 3000 рублей и взимался с владельца при заключении договора утилизации.
Как утилизационный сбор планируют взимать в России?
В России утилизационный сбор на автомобили вступит в силу с 1 сентября 2012 года. Проект постановления, который представило Министерство промышленности и торговли — не окончательный, но, скорее всего, изменений в него внесено не будет.
Нас больше интересуют коэффициенты и базовая ставка сбора — 20 000 рублей (напомнб, что во время действия программы утилизации автомобилей 2010—2011 годов он составлял 3000 рублей).
Формула расчета утилизационного сбора: U (конечная ставка) = B (базовая ставка) x K (коэффициент). Коэффициент не зависит от каждого кубического сантиметра мотора, только от того, в какую группу попадает двигатель (что тоже мне не совсем понятно — логичнее использовать массу автомобиля).
Таким образом, сумма утилизационного сбора будет фиксирована для каждого типа силовых агрегатов (5 по новым авто, 5 – по подержанным).
Пошлина будет взиматься Федеральной таможенной службой. Отметка в ПТС об уплате сбора будет добавлена только в случае фактического поступления денежных средства на счет.
Заметьте: сбор взимается не при утилизации автомобиля, а при ввозе его в страну!
Возникает большой вопрос:
если я вывезу когда-то привезенный из-за границы автомобиль с уплаченным утилизационным сбором в другую страну — мне вернут деньги? Сомневаюсь.
За новую машину физлицам придется заплатить всего 3 000 рублей (20 000 х 0,15), за подержанную (старше трех лет) – 5 000 рублей (20 000 x 0,25). Вот скажите — где логика? Какая разница какой авто сминать в прессе? Или они боятся без потыренных запчастей остаться?
Вынужденные включить утилизационный сбор в стоимость автомобиля производители, как юридические лица, будут брать в основу соответствующий коэффициент, который составляет от 1,34 до 5,50 в зависимости от объема двигателя. Конкретных комментариев от автопроизводителей по этому поводу нет, но вполне логично предположит, что это скажется на росте цен на автомобили.
Я думаю, что инициаторы этого законопроекта хотят убить двух зайцев — пополнить бюджет и помочь «безнадежно больному» АвтоВАЗу. Как всегда — за наш счет. Сколько можно-то уже?
В РБК приведены самые частые ситуации, с которыми могут столкнуться люди после введения утилизационных сборов. Отдельно отметим, что мы говорим только о легковых автомобилях для перевозки не более 8 пассажиров полной массой до 3,5 тонн. Суммы, если честно, зачастую далекие от объявленных 3-5 тыс. рублей.
1. Перегонщик из леса едет, например, в Германию и покупает там Mercedes-Benz ML 350 2007 года выпуска. Не зная о новых правилах, он спокойно едет на границу и оформляет автомобиль по старой схеме (как юридическое лицо). Понимает, что ему нужно заплатить 570 000 (20 000 x на коэффициент 28,5 для автомобилей старше 3 лет с объемом двигателя от 3 000 до 3 500 куб. см) рублей утилизационного сбора и приходит в ужас.
2. Перегонщики из города начинают ввозить машины исключительно как физические лица. Это приводит минимум к двум неприятным моментам. Во-первых, значительно снижается доверие к такого рода предпринимателям. Теперь покупатель вынужден отдавать деньги незнакомому (чаще всего) человеку, который оформит его будущую машину на себя. Гарантий, что тебя не «кинут» – никаких, кроме честного слова. Во-вторых, в ПТС будет на одного владельца больше (после доставки и растаможки с уплатой утилизационного сбора в размере 5 000 за б/y автомобиль, перегонщик заново продает машину клиенту уже на территории РФ, о чем свидетельствует соответствующая отметка в ПТС), а значит, последующая цена авто будет ниже.
3. Покупка нового автомобиля на территории России. В случае, если автопроизводители будут включать в стоимость машины коэффициент, рассчитанный на юрлицо, покупатель столкнется с неприятной ситуацией. Так, например, Renault Logan с мотором 1,6 л в минимальной комплектации сейчас стоит 387 500 рублей. Утилизационный сбор на новую машину с таким типом двигателя составит 26 800 (20 000 х 1,34). Это 1/14 текущей стоимости авто: довольно серьезная сумма для покупателей машин этого класса. А, например, Ford Mondeo 2,3, который сейчас можно купить за 925 000 рублей, подорожает и вовсе на 53 200. Mercedes-Benz E350 – на 69 400 рублей, BMW X5 c 4,4-литровым двигателем (3 718 000) — на 110 000 рублей.
4. Приобретение подержанного автомобиля частным лицом. Судя по всему, на машины, поставленные на учет до введения утилизационного налога, пошлина взиматься не будет. Значит, более выгодной станет покупка именно таких автомобилей. Если же частным покупателям придется оплачивать сбор, в любом случае, это будет сумма в 5 000 рублей. Куда хуже придется юридическим лицам. Так, 4-летний Ford Focus с мотором 1,6 л на вторичном рынке в среднем стоит около 400 000 тысяч. Утилизационный сбор на этот автомобиль для юрлица составит 165 200 (20 000 х 8,26) рублей. То есть увеличит цену модели почти в полтора раза. 5-летняя Audi A8 с мотором 4,2 л сейчас оценивается примерно в 1 500 000 рублей. Пошлина на такой автомобиль – 700 200. В таком случае, покупка б/у автомобиля юрлицом превратится в фарс.
5. Что юридические, что физические лица по славной русской традиции могут просто махнуть на все рукой и не ставить в ПТС своего авто отметку об уплате сбора. Однако, исходя из представленного на сайте министерства документа, ГИБДД может отказать в постановке на учет, если в ПТС не стоит такая печать. Более того – даже в том случае, если отметка в документе есть, но организация, которая ее поставила, не входит в реестр Минпромторга или исключена из него. Загадочное слово «может» никак не расшифровано. Скорее всего, впрочем, автомобили с ПТС без отметки действительно не будут ставить на учет.
6. Новый закон может таить в себе и коррупционную составляющую. Так, компании средней руки, занимающиеся транспортировкой автомобилей из Европы, США и Японии, могут заключать фиктивные договоры с более крупными перегонщиками легкового транспорта. Те, в свою очередь, обязуясь перед Минфином организовать утилизационный процесс во всех регионах страны, будут освобождены от уплаты сбора. Однако при этой схеме, несмотря на очевидно более низкую рыночную стоимость таких подержанных машины, «крайним» окажется рядовой владелец. Купив подержанную BMW 3-серии из Европы, рыночная стоимость которого на 100-150 тысяч выше, собственник рискует в одночасье оказаться у разбитого корыта. Все дело в том, что обладатель автомобиля «со скидкой» станет заложником поведения компании-перевозчика. В случае, если Минфин решит удалить фирму из особого реестра, транспортное средство невозможно будет продать с последующей постановкой на учет.
Подорожание легковых автомобилей, приобретаемых юридическими лицами, после введения утилизационного сбора (коэфф. / сумма удорожания руб.)
Легковые автомобили для перевозки не более 8 пассажиров полной массой до 3,5 тонн | Новые транспортные средства | Транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более трех лет на дату уплаты утилизационного сбора | ||||
С электродвигателями (напр. Mitsubishi i-MiEV) |
1,34 (26 800 руб.) | 1,34 (26 800 руб.) | ||||
С объемом двигателя не более 2000 см3 (напр. Ford Focus) |
1,34 (26 800 руб.) | 8,26 (165 000 руб.) | ||||
С объемом двигателя более 2000 см3, но не более 3000 см3 (напр. Ford Mondeo) |
2,66 (53 200 руб.) | 16,12 (322 400 руб.) | ||||
С объемом двигателя более 3000 см3, но не более 3500 см3 (напр. Mercedes-Benz E350) |
3,47 (69 400 руб.) | 28,50 (570 000 руб.) | ||||
С объемом двигателя более 3500 см3 (напр. Audi A8 4,2) |
5,50 (110 000 руб.) | 35,01 (700 200 руб.) |