Цены на автомобильное топливо неуклонно ползут вверх.
Счет идет на десятки копеек в неделю: в Москве стоимость литра Аи-98 уже давно перешагнула 30-рублевую отметку и на этом останавливаться не собирается. А в некоторых регионах России даже 92-й стремится взять ту же высоту: к примеру, в Калининграде литр этого бензина обходится автомобилистам в копеечку – по состоянию на сегодняшний день он стоит 28 рублей 20 копеек.
Эксперты предрекают наступление очередного топливного коллапса, а правительство планирует запустить на рынок низкокачественный бензин класса Евро-2 и дает добро на закупку бензина в Японии и Сингапуре для нужд Дальнего Востока. На этом фоне вновь активизировалась Федеральная антимонопольная служба. Там считают, что в высоких ценах виноваты исключительно сами нефтяники: они сознательно продают в России нефтепродукты за суммы, которые значительно превышают общемировой порядок цен на бензин. За это, считают в ФАС, сырьевые гиганты должны быть наказаны. На сей раз речь идет о миллиардных штрафах.
Глава ведомства Игорь Артемьев, выступая на пресс-конференции в Ростове-на-Дону, заявил буквально следующее: «Это будут опять миллиардные штрафы, без сомнения». Таким образом, третья волна дела о нарушениях антимонопольного законодательства входит в финальную фазу. Начало было положено еще в феврале 2011 года, когда обвинение в завышении цен было предъявлено трем сырьевым гигантам: «Газпромнефти», «Роснефти» и «Лукойлу». Все три компании, казалось бы, вышли из воды сухими – они добровольно признали свои «ошибки» и устранили причины нарушений. Но отчего-то на рынке автомобильного топлива ничего не изменилось.
В ФАС решили действовать решительно и все же заставить нефтяников раскошелиться. Обещается, что суммы будут внушительными. Специалисты «Лукойла» оценивают примерный размер штрафов в 17 миллионов долларов. И это только третья волна – вполне возможно, что за ней последует и четвертая. Правда, веры в то, что это заставит нефтяников снизить цену на бензин, у автомобилистов как не было, так и нет. Тем более что продавцы черного золота вполне могут рассчитывать на поблажки со стороны ФАС. «Они признали свою вину, сотрудничали с нами. В этом смысле мы, конечно же, будем учитывать их позицию и сотрудничество с антимонопольным органом при назначении штрафа», – заявил на пресс-конференции Игорь Артемьев. Минимальное наказание, на которое могут рассчитывать компании, – это 1% от общей выручки. Напомним, что в рамках первой и второй волны антимонопольных дел «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» и «ТНК-BP» заплатили 15 миллиардов рублей.
Между тем на Дальний Восток начнется завоз автомобильного топлива иностранного производства. Как сообщили AutoNews.ru осведомленные источники в отрасли, поставщиками выступают нефтеперерабатывающие заводы Японии и Сингапура, а закупки осуществляют крупные региональные участники рынка. При этом, несмотря на происхождение товара, в итоге литр иностранного бензина обходится потребителям не дороже отечественного.
Беспрецедентная инициатива, по словам собеседника AutoNews.ru, была одобрена на последнем совещании в правительстве, где обсуждались меры по борьбе с «осенним обострением» бензинового кризиса в России. В кулуарах было высказано опасение, что отечественные дальневосточные НПЗ не обеспечивают необходимые объемы поставок и высокое качество топлива. Отметим, что в последней декаде августа с ростом цен и нехваткой бензина столкнулась Камчатка: с заправок полуострова исчез бензин марок Аи-95 и Аи-98, а 92-й подорожал до 33 рублей за литр. Основной поставщик топлива в регион – компания «Роснефть» – заявила в связи с этим, что не может отвечать за сложившуюся ситуацию, поскольку ее камчатский партнер, ОАО «Камчатнефтепродукт», неожиданно отказался от 2000 тонн бензина из последней заказанной партии в 5000 тонн, что и привело к дефициту и взлету цен. Аналогичная камчатской ситуация наблюдается и в других регионах Дальнего Востока.
На Дальний Восток начнется завоз автомобильного топлива из Японии и Сингапура
Параллельно с этим эксперты прогнозируют наступление очередного топливного кризиса. По их мнению, он должен наступить уже этой осенью. Причина, как ни странно, в отсутствии на рынке дешевого и низкокачественного бензина. Минприроды и Минэкономразвития пока не смогли согласовать поправки в техрегламент по Евро-2, а значит, принятие документа, разрешающего производство и продажу экологически «устаревшего» топлива, откладывается. На фоне того, что именно осенью начнутся уборочные работы и на поля в массовом порядке выйдет сельхозтехника, прогноз экспертов выглядит вполне реалистичным. Но оттого не менее зловещим.
Еще интересно почитать: