НИКТО НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ТОМ, ЧТОБЫ «РУХЛЯДЬ» ЕЗДИЛА ПО ДОРОГЕ!
- Рифкат Нургалиевич, по поводу техосмотра поступает довольно противоречивая информация. Что все-таки предписывают новые правила прохождения техосмотра, и как они будут реализовываться в Татарстане?
- В каком-то СМИ написали, что Путин отменил техосмотр, а начальник ГИБДД оставил… Путин техосмотр не отменил — он только ввел особенности в порядок его проведения! А пролонгация техосмотра до 2012 года связана с тем, чтобы как-то «сбить» вал желающих пройти техосмотр в ряде регионов — в Москве, на Дальнем Востоке, например. Правда, пока не ясно, а как этот «вал» будет сбиваться в 2012 году…
В Татарстане в год на техосмотр приходит порядка 700 тысяч человек, из них в связи с мораторием 150 тысяч могут не прийти. Но на следующий год они придут! Я думаю, что новую систему государственного технического осмотра, которую мы создавали десятилетиями, за несколько месяцев создать невозможно.
А так как контроль технического состояния автомобиля остался за ГИБДД, мы все равно будем контролировать, ведь технические неисправности чреваты последствиями.
Я всегда привожу пример, когда по причине своей неисправности автобус с парома ушел под воду, и было 10 погибших. Последний случай — у «Москвича» вылетела «шаровая», и он выехал на полосу встречного движения — семь пострадавших. Я думаю, никто не заинтересован в том, чтобы «рухлядь» ездила по дороге!
- Срок действия техосмотра моего автомобиля истекает в июне месяце этого года (2011), нужно мне пройти техосмотр до конца месяца или я могу ссылаться на постановление правительства РФ N 413, и передвигаться на своем авто как по городу так и по республике, до июня месяца следующего года(2012), не проходя ТЭО? (Сафиуллин Руслан Рустамович).
- Можно ссылаться на постановление, можно ездить — никто не запретит до июня 2012 года. Но! Первое — он может ездить, если уверен, что с машиной все нормально. По нашей статистике — 10% новых машин не могут пройти техосмотр.
- Отечественных?
- Не только. В таких случаях мы владельца отправляем в автосалон, он там предъявляет претензии, машину приводят в соответствие. По новым правилам новым автомобилям первые три года проходить техосмотр не надо, и я боюсь, что теперь производители совсем «расслабятся». Из автомобилей, которым три года, с первого раза проходят техосмотр 67-68%, то есть практически у трети автомобилей после трех лет эксплуатации неисправны тормоза или рулевое оборудование. Причем, это у тех людей, которые автомобиль к техосмотру специально готовят.
ТЕХОСМОТР БУДЕТ СТОИТЬ 1,5 — 3 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ!
— Где будет проводиться ТО у нас и в районах? Как изменится стоимость проведения техосмотра? Не обрастут ли станции ТО коммерческими сервисами? Сохранятся ли электронные услуги (запись по Интернету)? И будет ли ГИБДД как-то контролировать техсостояние автомобилей?
- Пока неясно, какая на следующий год будет стоимость техосмотра. Сейчас государственная пошлина техосмотра 300 рублей, нет очередей, можно записаться по интернету. Официально руководители заявляют, что стоимость техосмотра будет 1,5 — 2 тысячи рублей, есть заявления – и 3 тысячи рублей.
Система технического контроля не отменена, техосмотр будет проводиться. Но кто к январю оборудует новые станции? С 1 января ГИБДД техосмотр проводить не будет, а те, кто будет это делать непонятно. Будем ждать закон.
- Что будет со станцией техосмотра ГИБДД — в аренду будете сдавать или частный бизнес организуете?
- Уже давно этим занимается открытое акционерное общество «Таттехконтроль». Года три назад через торги это предприятие было допущено к проведению гостехосмотра. Форму собственности менять не надо. Просто раньше ГИБДД через эту станцию вела контроль, а теперь будем осматривать техсостояние автомобиля на дороге. Я считаю, в рамках повышения эффективности нашей службы, это, наверное, правильно — мы все-таки должны контролировать те автомобили, которые движутся по дороге. К тому же, теперь не будет обвинений, что ГИБДД проводит техосмотр за деньги, и коррупционной составляющей не будет…
Я думаю, теперь улучшится качество и увеличится количество контроля на дороге.
- А как же техосмотр будет проходить на дороге — для этого же необходимо оборудование?!
- Есть передвижные станции техосмотра, а на постах полиции будем делать стационарные системы технического контроля по типу весового контроля. Весь Запад работает по такой схеме. И вообще, вся западная модель технического контроля хорошо «ложится» на Россию. Например, в Германии две крупные компании проводят техосмотр, а полиция работает на дороге — станции техконтроля есть даже на автобанах.
- Закупка передвижных станций техконтроля уже «прописана» в бюджете?
- В настоящее время этот вопрос прорабатывается — мы планируем порядка 10 постов. По моим подсчетам, стоимость одной передвижной станции будет стоить 1,5-2 миллиона рублей. Когда начинают спрашивать про деньги, я всегда говорю — давайте деньги отодвинем на второй план и будем в первую очередь говорить про безопасность.
Конечно, чтобы система техконтроля заработала, надо вложить средства. Точно так же как надо вкладывать в обеспечение эффективной работы видеофиксации — это не просто камеры расставил и всё: надо камеры закупить, поддерживать их рабочее техническое состояние, анализировать ситуацию, рассылать уведомления о нарушениях. Конечно, все это затратно. Но цель фото и видео фиксации — не деньги собрать, а чтобы скорость не превышали, и не было аварий! И система техконтроля не для того, чтобы привлечь к ответственности, а чтобы предотвратить аварии. Если система техосмотра будет плохая, значит, у нас работы будет больше. Если хорошая — нам работы меньше.
К 2013 году ситуация с загруженностью казанских дорог должна значительно улучшиться, однако после проведения Универсиады проблемы вновь будут нарастать. Таков прогноз начальника УГИБДД МВД по РТ Рифката Минниханова.
НА ДОРОГАХ В ЭТОМ ГОДУ ПОГИБЛО 180 ЧЕЛОВЕК
- Рифкат Нургалиевич, расскажите, какова сейчас статистика дорожных происшествий по РТ в целом? Какие тенденции – ситуация ухудшается, улучшается?
- По итогам пяти месяцев этого года наблюдается снижение показателей ДТП. Я всегда ориентируюсь на показатель погибших — в этом году погибло 180 человек, за 5 месяцев прошлого года — 197. Надо сказать, этот показатель из года в год сокращается. Вы знаете, в России действует федеральная целевая программа, которая имеет целью и предписывает снижение показателя смертности на дорогах. Если в 2004 году у нас погибло 882 человека, то к 2012 году показатель смертности вследствие ДТП должен сократиться в 1,5 раза — до 588.
Причем, если раньше погибшими считались те, кто умирал в течение семи дней после ДТП, то с прошлого года этот срок увеличен до одного месяца. Но условия ФЦП мы должны выполнить без учета изменений правил статистики, то есть нам надо обеспечить снижение показателя погибших до 530. При этом никто не думал, что в ГИБДД будет сокращение сотрудников…
- Сколько сотрудников сократят?
- До конца текущего года будет сокращено более 23 процентов — было 2425 сотрудников, останется около 2000. Это существенное сокращение. Есть районы, где останется по два сотрудника!
В связи с проведением Универсиады 2013 года в Казани было принято решение все сокращения провести за счет районов и других городов республики. Но при таких ограничениях личного состава объем работы не уменьшится, будем выполнять все функции, которые на нас возложены — и контроль на дорогах, и регистрация автотранспортных средств, и выдача водительских удостоверений, и технический осмотр. Это все наша работа! И надо учесть, что количество транспорта растет с каждым годом.
Я ТАК ГОВОРЮ — А ВЫ СЧИТАЙТЕ,
ЧТО КАМЕРЫ ЕСТЬ ВЕЗДЕ, И НЕ НАРУШАЙТЕ!..
- Зато у вас камеры появились вместо сотрудников…
- Практика применения камер в Казани показывает, что эффективность есть — показатели аварийности стабилизировались. Снижение аварийности в Казани наблюдалось в 2008 — 2010 годах, а сейчас и в районах, потому что с августа прошлого года начали применять видеофиксацию и по республике. Как правило, результат появляется через шесть месяцев — сейчас мы его уже ощутили.
Я считаю, видеофиксация влияет на снижение травматизма на дорогах, потому что все равно многие стали ездить с меньшей скоростью. Причиной каждого третьего ДТП является превышение скорости. Если же скорость будет не 150, а 60 — 70 километров в час, то и последствия ДТП будут меньшими. Физика здесь простая — есть статистика, при какой скорости какие повреждения происходят…
Видеофиксацией мы «сбиваем» скорость. Нравится это или нет, но количество видеофиксаторов будет увеличиваться.
- Некоторые наши читатели спрашивают, почему нет предупреждающих знаков о видеофиксации? Есть какие-то правила на этот счет?
- Во-первых, это ничем не регламентировано. Но, не смотря на это, мы по указанию министра внутренних дел республики на трассах при въезде в город повесили знаки, предупреждающие о ведении видеофиксации скорости в городе. Мне говорят — надо ставить предупреждение на каждое место видеофиксации, а как я буду ставить, если у нас сегодня 273 передвижных прибора, а всего — порядка 500? На это потребуются большие затраты бюджета. Я так говорю — а вы считайте, что камеры есть везде, и не нарушайте!..
…Но если мы выявляем, что наш сотрудник ездит с детектором, то наказываем — вплоть до увольнения.
- А водителям вы советуете их покупать…
- Я не советую, а говорю, когда спрашивают моего мнения. Нормально же — всё везде пищит! Мы поставили 200 имитаторов, поставим еще 800 и плюс реальные приборы…
Я же не за то, чтобы собрать штрафы — мне главное, чтобы не нарушали, и не было ДТП. Почему-то все считают, что мы хотим только штрафы собрать.
- Готов ли Рифкат Нургалиевич выписать себе и заплатить штраф за нарушение ПДД, если сам поймет, что нарушил (превысил скорость, выехал на встречную полосу и т. д.), и платил ли вообще и когда последний раз? Ведь как известно, ничего и никого идеального не существует
- Последнее нарушение — превышение скорости — у меня было в сентябре прошлого года, когда ехал из Челнов. Причем за рулем был не я, а водитель.
- А штрафы вы платите?
- Да. С 2008 года. С учетом последнего всего – четыре.
Я МЕЧТАЮ, ЧТОБЫ СОТРУДНИК ВЫПОЛНЯЛ ЗАДАЧИ БЕЗ ВСЯКОГО КОНТРОЛЯ…
- А ваши сотрудники?
- Мы все нарушения сотрудников отслеживаем. Правда, бывает обеспечение сопровождения, но и в такой ситуации мы запрещаем превышать скорость. Проводим служебные расследования, как и при нарушениях пожарными машинами и скорыми, устанавливаем, был ли наряд на выезд. Если выезд был плановый, то инспекторы не наказываются. В остальных случаях все бывают наказаны. Мы отслеживаем и когда сотрудники ездят на своих личных автомобилях, во-первых, чтобы не нарушали, во-вторых, чтобы платили штрафы. Они все у нас на контроле. Это дисциплинирует.
Мне говорят — так медленно невозможно ездить… Но я же езжу! Просто надо пораньше выезжать и в дороге не нервничать из-за боязни опоздать — тогда и аварийности будет меньше.
- В органах ГИБДД проходила аттестация? Кого-нибудь отстранили от службы?
- В МВД аттестация началась, мы подали туда список нашей аттестационной комиссии на согласование. Когда ее утвердят, будем проводить аттестацию сотрудников ГИБДД. До 1 августа аттестация пройдет.
- На ваш взгляд, является ли количество выписанных постановлений по факту нарушения ПДД критерием оценки деятельности сотрудника ДПС?
- Основной критерий нашей работы — показатель аварийности. Если в районе или городе рост аварийности, а подразделение ГИБДД снижает показатели, то мы их начинаем ругать – явно ослабили контроль ситуации на дороге. Ведь есть же какая-то причина роста аварийности. Если видим её снижение, то можем внимание немного ослабить. И второе – если с сотрудника не спрашивать показатели, то он может совсем перестать контролировать дорогу. А сотрудники выставляются на тех участках, где чаще всего происходят аварии. Есть характерные нарушения, которые приводят к ДТП, например, выезд на полосу встречного движения, особенно если это происходит на трассе, в городе – проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. Конечно, сотрудник ориентируется на выявление именно таких нарушений.
У нас существует система негласной проверки работы наших сотрудников. Обычно контролируем его работу в течение часа – сразу видно, работает он или нет. Если водители нарушают ПДД, а он их не останавливает, то, конечно, такой сотрудник получает внушение. К сожалению, психология наших людей такая – не будешь спрашивать, ничего не будут делать. И это характерно не только для сотрудников ГИБДД. Я, конечно, мечтаю о том, чтобы сотрудник пришел на работу и самостоятельно выполнял поставленные перед ним задачи без всякого контроля…
Не выявлять невозможно, потому что слишком много нарушений. Мы даже идем на то, что «закрываем глаза» на всякую мелочь – отсутствие брызговиков, аптечки и т. п. Даже запрещаем инспекторам выявлять несущественные нарушения, где наказания 100 рублей, в том числе по скорости. Мы сосредоточены на выявление серьезных нарушений – езда без водительских прав, техническая неисправность автомобиля, грубое нарушение ПДД. Некоторые наши сотрудники усердствуют по части сторублевых нарушений. Зачем? Это, во-первых, большие затраты на пересылку документов, во-вторых, надо усиливать внимание на серьезных правонарушениях.
Если в городе мы минимизировали участие инспекторов в контроле скоростного режима — скорость контролируется видеофиксаторами, то на трассах мобильными измерителями скорости усилили фиксацию выезда на полосу встречного движения.
ДОРОГАЯ СИСТЕМА
- Какова статистика выявленных нарушений ПДД?
- К сожалению, рост очень серьезный – за пять месяцев этого года системой видеофиксации выявлено более миллиона (!) нарушений и порядка 500 тысяч – инспекторами ДПС. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост – 28 процентов.
- Какова сумма собранных в Казани в 2010 году взысканий (штрафов) за нарушения правил дорожного движения? Как расходуются собранные средства? Через какой бюджет?
- Эти деньги составляют доходную часть бюджета РТ. Если о расходах, то вы знаете, есть Республиканская целевая программа безопасности дорожного движения. И муниципальные образования получают денежные средства в виде программных мероприятий по безопасности дорожного движения по различным направлениям (АСУДД, пешеходные переходы и т. д.). В связи с проведением Универсиады 2013 года значительная часть средств идет на город Казань. Система видеофиксации — вещь дорогая, ее надо содержать и развивать. А так как центр видеофиксации республики находится в Казани, то и все средства на его содержание поступают в Казань.
Консолидация всех штрафных средств в одном месте — в республиканском бюджете — себя оправдывает. Это доказывает и опыт других регионов: система видеофиксации у нас развивается благодаря централизованному подходу, а в других субъектах страны приходится «договариваться» с каждым муниципальным образованием.
УТРОМ ВЫЕЗЖАЙТЕ РАНЬШЕ, А ВЕЧЕРОМ ПОЗЖЕ…
- Будут ли в Казани ликвидированы «пробки» — когда и при каких условиях?
- В свое время мы инициировали внедрение Автоматической системы управления дорожным движением (АСУДД). Сегодня мы выходим на другой уровень — говорим об адаптивной системе, которая выстраивает режим работы конкретного перекрестка с учетом ситуации на других перекрестках, то есть получается, что все перекрестки «связаны». В начале 2000 года мы инициировали обсуждение этого вопроса, но в связи с тем, что он оказался затратным, его решение «застопорилось».
А я АСУДД отношу к малозатратным средствам увеличения интенсивности движения. Я считаю, строительство развязок и переходов — это затратные пути решения проблемы. Цена развязки — 1,5 — 2 миллиарда рублей, а цена первого этапа АСУДД на 112 точках — перекрестках и развязках — около 1 миллиарда. Такое количество взято потому, что иначе система не будет работать эффективно. Согласно зарубежным исследованиям, применение АСУДД увеличивает интенсивность движения на 25 — 30 процентов.
Сегодня в Казани появились полосы для общественного транспорта. А так как приоритет отдается именно ему, то он будет обеспечен не только отдельной полосой движения, но и системой управления. Адаптивная система управления дорожным движением с приоритетом общественного транспорта существует, есть проектное решение. Я надеюсь, что к 2013 году система заработает и в Казани. Конечно, для ее эффективной работы необходимо достроить и развязки, и пешеходные переходы. Если я не ошибаюсь, сейчас идет строительство шести развязок и пяти пешеходных переходов, на двух участках дороги идет реконструкция. Конечно, во время строительства проблема на дорогах еще более осложнилась.
Помните, после празднования 1000-летия Казани обстановка на дорогах на некоторое время стабилизировалась, а затем проблема вернулась. Так может случиться и после 2013 года, если не решить проблему кардинально, например, вынести за пределы города «точки притяжения» людей, организовать на въезде в город автостоянки. Это непопулярная мера, но проблему как-то решать надо.
- Из уст чиновников, в частности вашего шефа — генерала Сафарова, часто звучат призывы к водителям пересесть на общественный транспорт. Не считаете ли вы, что чиновники не словом, а личным примером должны отстаивать свою точку зрения (Ишмуратов Никита Валерьевич)
- За счет использования личного транспорта мы экономим свое рабочее время. Конечно, можно пересесть в общественный транспорт, но функции, задачи и ответственность у нас другие…
У меня в 6 часов утра — планерка, домой я возвращаюсь часов в 9 — 10 вечера. В это время дорога свободна! И когда мне говорят, что в час «пик» на Оренбургском тракте «пробка», я даю простые рекомендации — утром выезжайте раньше, а вечером позже…
Мы провели исследования, которые показали, что в салонах 87 процентов легковых автомобилей находится один-два человека. Каждый сам себя везет. Мы не против, пусть хоть все 100 процентов ездят по одному! Но сегодня интенсивность движения на улицах превышает проектную более чем в три раза.
Надо учитывать, что Казань — город старой застройки, улицы расширить можно не везде, а если учесть стройки, стоящие вдоль обочины машины… Чудес не бывает — по Казани ездить будет сложно. Но ведь что-то должно ездить! Я поддерживаю позицию казанских властей о приоритете движения общественного транспорта. Человек должен быть уверен, что на общественном транспорте он вовремя доедет до нужного места и может рассчитать свое время. Служебный транспорт используют в основном те, кому требуется в рабочее время перемещаться. А ведь есть много людей, которые используют личный транспорт только для того, чтобы приехать на работу, а потом уехать домой. В этом случае общественный транспорт выгоднее — и дешевле, и не надо думать, где свою машину припарковать… Но для этого общественный транспорт должен быть комфортным, а график его движения удобным. К этому надо стремиться — я сегодня другого выхода не вижу.
- Была попытка заставить студентов казанского университета приезжать на занятия к 7 утра. Чем это закончилось?
- Это было, когда был снег, когда у нас работал «Паркон». Любые такие решения имеют эффект. Все понимают, что до 7 утра и после 10 вечера ездить легче. Во многих городах и странах такое практикуется. Студенты, чьи функции не связаны с деятельностью других ведомств, могут приехать на занятия и в 8 и в 7 утра. Все подобные меры не новы и имеют право на жизнь.
24 — 25 ИЮНЯ РЕКОМЕНДУЮ НА ЛИЧНОМ ТРАНСПОРТЕ ПО ГОРОДУ НЕ ЕЗДИТЬ
- 24 — 25 июня Казань посетит президент РФ. Какие ограничения движения транспорта планируются на это время?
— По общественному транспорту ограничений не будет. Для грузового транспорта ограничения будут, для легкового — непосредственно при проезде. Обращаясь через вашу газету, рекомендую на личном транспорте по городу, по возможности, не ездить. Практика показывает, что во время проведения серьезных мероприятий, автомобилей в городе мало — люди понимают, что не надо создавать лишнюю проблему. Я хочу поблагодарить казанцев за понимание — это существенно облегчает нам работу.
Мы уже давно стараемся минимизировать издержки, которые затрагивают автовладельцев. Вспомните 90-е годы, когда для обеспечения проезда улицу перекрывали за час… Сегодня и требования первых лиц, и наша позиция — ограничение движения должно быть минимальным. В то же время, безопасность мы обеспечить обязаны.
- Когда же сотрудники ГАИ начнут штрафовать не только за остановку и стоянку на полосе, предназначенной для движения общественного транспорта, но и за движение по ней?
- С 10 июня началась видеофиксация выезда на выделенную полосу движения общественного транспорта. Сначала будет работать только один прибор, затем постепенно будем добавлять. Мы не хотим, чтобы было зафиксировано сразу много нарушений, но водители должны себя приучать соблюдать выделенные полосы движения.
Люди возмущались, но всю осень у нас работал всего один (!) «Паркон». Зимой, когда ситуация на дорогах из-за снега усложнилась, «Парконов» стало больше. И в ситуации с видеофиксацией выезда на выделенную полосу поступим так же — количество приборов доведем до шести и проанализируем количество нарушений. Если нарушений будет много — водители получат от нас информацию…
- Какое наказание предусмотрено водителю автобуса за выезд за свою полосу?
- Мы этот вопрос тоже задавали — мера наказания не предусмотрена. Но если их полоса будет свободна, они вряд ли будут с нее съезжать. Если же такие факты будут, форму наказания найти можно.
НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО МЫ, ЯКОБЫ, ТВОРИМ БЕСПРЕДЕЛ
- Скажите, легко ли быть родственником президента РТ? Возникают ли у вас в связи с этим какие-либо дополнительные обязательства, тяжело ли «держать планку»?
- Мне легко ответить на этот вопрос, потому что руководителем ГИБДД я стал в то время, когда мой брат не был президентом. К сожалению, некоторые считают, что легко работать, если у тебя брат премьер или президент…
В ГИБДД я пришел в 1992 году заместителем руководителя, потом стал руководителем. В то время мой брат был на обычной исполнительной должности в Арском районе, так что на мои «возможности» это ни как не могло повлиять. В 90-е годы мы вместе с моим начальником Усмановым начали работу по информатизации и техническому оснащению службы, системной работе с детьми, началось становление системы техосмотра. То есть система безопасности была заложена в 90-х годах, дальше она только совершенствовалась.
А когда мой брат стал министром финансов, честно говоря, работать мне стало сложнее, потому что у него подход был такой — почему тебе можно, а другим нельзя?..
По отношению к безопасности граждан наша республика всегда выделялась среди других субъектов Российской Федерации. И государственная политика в этом вопросе была заложена при Минтимере Шариповиче Шаймиеве. В республике действует указ президента РТ №610 по безопасности дорожного движения, аналогов которого нет в других регионах России. Политика безопасности была и есть однозначная, единая, ее цель — обезопасить наших граждан.
…Некоторые кадровые вопросы, связанные с фамилией, наверное, где-то имели минусы, где-то — плюсы. Если раньше действия ГИБДД все воспринимали как нечто естественное, то теперь некоторые говорят, что мы, якобы, творим «беспредел», раз брат — президент…
- А вы обижаетесь на это?
- Я обижаюсь, потому что мы работаем в рамках правого поля, работаем для того, чтобы обезопасить жизнь наших граждан. А нас некоторые обвиняют в «беспределе» из-за того, что у меня брат президент… Во-первых, я не хочу, чтобы в таком ракурсе видели моего брата. У нашей работы есть конкретный результат — сохраненные жизни граждан, и в этом есть и заслуга президента.
Хотя я, конечно, понимаю, раз мы привлекли к ответственности за нарушение ПДД около четырех миллионов людей, кто нас будет любить? Но это наша работа! Но ведь можно не нарушать.
МЫ РАБОТАЕМ РАДИ ДЕТЕЙ, ПОЭТОМУ НЕ МОГУ НЕ ПОХВАЛИТЬСЯ…
- Рифкат Нургалиевич, какова ситуация с детским травматизмом на дорогах?
- Я бы хотел сообщить одну любопытную информацию. Хочу порадовать всех ваших читателей — наша команда ЮИД в командном и индивидуальном зачете в очередной — третий! — раз подряд победила на конкурсе «Безопасное колесо России». По условиям соревнований переходящий кубок остается у той команды, которая победит три раза подряд. Татарстан — единственный субъект России, где этот кубок останется.
В прошлом году наша команда победила в Европе, представляя Россию, и в этом году нам тоже дано право принять участие в европейском соревновании в Париже.
Мы ежегодно проводим республиканский конкурс — каждый район представляет свою команду, а то и две-три команды сразу. Существует целая система соревнований — район, город, республика. Определяются сильнейшие, которые и представляют Татарстан на всероссийском конкурсе. Конечно, хотелось бы, чтобы участников было еще больше. Сейчас готовим детей к автомногоборью в Анапе, где мы тоже из года в год — первые. В прошлом году выставили две команды, которые заняли первое и второе места.
Мы работаем ради детей, поэтому не могу не похвалиться… К тому же, победа наших команд — это своего рода реклама для остальных детей, которые, увидев это по телевизору, тоже захотят принимать участие. У нас победители предыдущих соревнований сегодня выступают уже в роли инструкторов. С детьми у нас проводится системная работа. Уже на протяжении нескольких лет первые места в России мы никому не отдаем. А по-другому мы не можем!
- И как влияют успехи команды юных инспекторов дорожного движения на статистику детских нарушений ПДД и их травматизма на дорогах?
- Если 10 лет назад по вине детей происходило каждое второе ДТП, то сегодня — 27 — 28 процентов.
- У нас в республике дети часто гибнут на дороге?
- За 5 месяцев 2010 года у нас погибло 11 детей, в этом году — 4, из которых трое — в январе. Во всех случаях дети находились без детских удерживающих устройств. Здесь вины детей нет — виноваты родители.
ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ ЛЮДИ ПОЧЕМУ-ТО ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗАПИСЫВАЮТСЯ…
- Недавно пришлось продавать автомобиль. Перерегистрацию проходил на Модельной. Думал, запишусь в очередь по интернету, но уведомление на мою почту так и не пришло. Когда электронные услуги ГИБДД заработают в полном объеме?
- Сегодня система электронной очереди работает не только в Казани, но и в Зеленодольске, Набережных Челнах, Буинске, Альметьевске, Нижнекамске, Бугульме, Бавлах, Лениногорске.
В Казани организована и запись по интернету. Если человек записался в очередь по интернету, не надо ждать уведомления — записался на определенное — свободное — время и иди! Практика работы через интернет у нас большая, потому что это входит в сферу «электронных услуг» правительства РТ.
Еще года два назад мы были вынуждены организовать дополнительно запись для тех, кто пересдает экзамен по вождению. Для них мы определили время и машины и через интернет организовали очередь. И система эффективно работает до сих пор. Бывают, конечно, фосмажорные ситуации, поэтому мы просим людей оставлять обратный адрес — чтобы предупредить о возможных изменениях. Вот в таких случаях уведомления бывают — по телефону или другим способом.
Сегодня услуга электронной очереди организована через портал tatar.ru. Возникает единственная проблема — люди занимают очередь, берут несколько «талонов», а сами в это время не приходят — и таких 30-50%! Мы проанализируем сложившуюся ситуацию и примем меры, чтобы избежать подобного. Но через интернет люди почему-то практически не записываются — один-два в день. Наверное, плохо информируем об этой услуге.
- А через какой сайт можно записаться?
- Через uslugi.tatar.ru. Думаю, со временем этот канал записи станет популярным.
МЫ БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Злободневная тема — пробки из-за строительства развязок. На мой взгляд, при строительстве развязок и ремонтных работах никак не прорабатываются вопросы сохранения пропускной способности дорог. Даются варианты объезда по другим улицам, а они и так забиты. Есть множество вариантов, как улучшить ситуацию. Мое предложение — воспользоваться предложениями самих автомобилистов. То есть создать ресурс в интернете, где будут собираться инициативы жителей города. Мы должны видеть, какие инициативы выдвинуты и как Вы на них отреагировали.
- Когда на портале uslugi.tatar.ru граждане дают какие-то предложения, мы их реализовываем.
- А много бывает предложений?
- Мы проводили несколько акций — «Дорога без лишних знаков», «Контроль дорожных знаков» и др. — было несколько сотен предложений. Люди дают хорошие предложения. Акции у нас на этом не закончились. Мы будем рассматривать все предложения, но без письменного ответа, если его гражданин не требует.
- Как Вы считаете, может, уже пришло время заняться оптимизацией дорожного движения в Казани? Предлагаю установить детекторы движения на перекрестках (настроенные на второстепенные дороги) для определения, есть ли автомобиль на второстепенной дороге. Если такого автомобиля нет, то, считаю, нет смысла перекрывать движение по главной дороге.
- Я уже говорил про адаптивный АСУДД. Для того чтобы система нормально работала, необходимо было определиться с датчиками интенсивности движения. Система будет работать хорошо, если будут корректные данные интенсивности движения со всех полос 112 перекрестков. Детекторы интенсивности обычно используются индукционные, которые для нас неприемлемы из-за климатических условий. Еще есть радиолокационные детекторы, которые стоят сбоку, но они себя не проявили на практике. И третьи — в виде обычной камеры (видеофиксаторы), которые фиксируют движение. На них мы и ориентируемся. Чтобы работала адаптивная АСУДД, надо правильно подсчитать интенсивность движения.
ПОСТРОИЛИ ПЯТЬ ДОМОВ — НА ПЕРЕКРЕСТКЕ СРАЗУ ДОЛЖЕН ПОЯВИТЬСЯ СВЕТОФОР!
- Уважаемый Рифкат Нургалиевич! Просим Вас оказать содействие в решении вопроса установки светофора на опасном перекрестке улиц Габишева-Зорге-Дубравная в Казани. На Габишева заселяются 4 многоквартирных дома, очень много детей, все детские учреждения на улицах Зорге и Дубравная, а спокойно перекресток перейти невозможно. Знак пешеходного перехода водители чаще всего игнорируют. Различные инстанции на обращения жильцов отвечают, что в этом году нет средств на установку светофора на данном перекрестке. Но жизнь и здоровье детей дороже любых средств. Неужели нельзя выделить деньги из резерва?
- К сожалению, до конца мы не можем это реализовать, так как ограничены правовым полем. Я считаю, что если появляется жилой массив, уже в стадии проектирования и строительства должна быть учтена организация дорожного движения. Построили пять — шесть домов — на перекрестке сразу должен появиться светофорный объект. Основные затраты при установке светофора ложатся на коммуникации: если провода пустить по верху, что сегодня запрещено, то это будет стоить 1 миллион рублей, если под землей — 3 миллиона. Стоимость его установки надо было заложить в смету строительства жилых домов. К сожалению, сегодня нет правового поля, и мы оказались заложниками ситуации.
Мы ищем другие пути. Например, когда на Танковом кольце началось строительство торгового центра «Бахетле», по нашей инициативе эта компания софинансировала строительство пешеходного перехода в том месте. Но это единственный пример, когда бизнес пошел нам навстречу.
- А кто сегодня несет ответственность за светофоры?
- Это проблема городских властей. Для этого есть специализированная организация, но весь вопрос — в финансировании. На этот год финансирование установки светофора на данном перекрестке не предусмотрено, хотя мы считаем, что он должен там быть.
- В функции ГИБДД входит каким-то образом влиять на такие ситуации?
- Мы даем свои предложения. Если в данном месте аварийность увеличивается, а наше предписание не выполняется, мы наказываем. Но мы не всесильны. Такие проблемы надо решать в рамках градостроительной политики, тогда средства на их реализацию оказываются соизмеримыми. Я считаю, это должно быть законным обременением заказчиков строительства. Одно дело — людей заселить в дом, другое — обеспечить нормальное функционирование всей инфраструктуры и безопасность граждан.
- После участия в нашей интернет-конференции Вы еще раз призовете исполком Казани обратить внимание на этот перекресток?
-Конечно, обязательно. Это не частный вопрос — здесь задействовано несколько домов. Проблема обозначена, и ее надо решать. Я не могу сказать, что решится в этом году, но решать все равно будем.
СЕГОДНЯ НАНЕСЕНО ТОЛЬКО 50% НЕОБХОДИМОЙ РАЗМЕТКИ
- Когда в Казани появится хорошая разметка на дорогах? Почти середина июня, но до сих пор разметка не везде нанесена. Там, где нанесена, уже почти стерлась. Той дешевой краски, которую у нас используют, хватает всего на 3-4 недели. Город 3/4 части года живет без разметки. Когда Казань перейдет на долговечный разметочный материал? (Решетников Илья Александрович).
- ГИБДД определяет дислокацию нанесения разметки и осуществляет контроль качества. Спрашивают, почему не применяется термопластик. Мы в свое время тоже настаивали на его применении, но перед 1000-летием Казани все улицы «перекроили», то же самое предстоит сделать и перед Универсиадой 2013. Если наносить более долговечное покрытие, будет сложнее «перекраивать» дороги. Поэтому мы пока жестко на этом не настаиваем — при перестроении улиц дешевле и быстрее несколько раз покрыть менее стойкой краской, чем термопластиком.
Причем, для нанесения термопластика необходимы определенные условия — температура покрытия дороги должна быть не менее 15 градусов тепла. В этом случае мы оказываемся заложниками погоды. Нужна и специальная техника. Я не защищаю городские власти, но ситуацию оцениваем трезво — для нанесения термопластика нужны техника, специалисты, время и средства. Мы считаем, главное — чтобы разметка была. Но и краска для нанесения бывает разной. По всей видимости, при проведении торгов не учитываются требования к ее качеству.
Сегодня нанесено только 50% необходимой разметки. Эта проблема есть не только в Казани, но и на основных магистралях. У нас была первоочередная задача — нанесение разметки пешеходных переходов. Но, к сожалению, надо сказать, что и на них разметка есть не везде. Это наша головная боль. Мы проверяем наличие разметки, а также ее светоотражающие свойства. Даем предписания, наказываем.
ШТРАФЫ ЗА ЯМЫ НА ДОРОГАХ НЕБОЛЬШИЕ. ДЕШЕВЛЕ РЕМОНТ НЕ ДЕЛАТЬ…
- Когда и кто начнёт-таки контролировать качество дорожного покрытия, принимать меры по восстановлению?
- Есть нормы по размерам недопустимых ям на дорогах, которые вызывают много споров среди автовладельцев. Наша задача — дать предписание, если появилась яма больше допустимого размера. Городские власти или уполномоченные организации должны ее устранить.
- Предписание дали и забыли?
- Предписание предусматривает определенные сроки выполнения. Если сроки исполнения нарушаются, мы руководителя привлекаем к ответственности. К сожалению, штрафы небольшие — от 1 до 2 тысяч рублей.
- То есть дешевле не сделать…
- Обычно так и получается. Направляем второе предписание…
- А за невыполнение второго предписания штраф не в разы больше?
- Нет, не в разы. Штраф останется прежним, но возможна передача материалов по неисполнению предписаний в Прокуратуру.
МОЯ ПОЗИЦИЯ ТАКАЯ — ЧЕМ БОЛЬШЕ КОНТРОЛЬ, ТЕМ ДЛЯ НАС ЛУЧШЕ
- Как относитесь к проекту Алексея Навального «РосЯма»?
- Моя позиция такая — чем больше контроль, тем для нас лучше. Общественность надо привлекать к контролю. Главное, чтобы «вал» этих замечаний не привел к привыканию. Все должно быть соизмеримо и конкретно, а не каждая ямка во дворе…
Мы проводим акции, например, «Дорога без лишних знаков», потому что у нас глаза могут «замылиться», а участники дорожного движения все видят. К тому же, общественный контроль дисциплинирует и нас, и администрацию.
- Некоторое время назад движение «За безопасность российских дорог» опубликовало рейтинг дорог, согласно которому в Казани, якобы, одни из самых худших дорог в России с точки зрения аварийности. Вы с этим согласны?
- Я не могу сказать, что в Казани супердороги, потому что это физически невозможно в рамках строительства объектов перед Универсиадой. Такой большой объем строительства с применением большегрузных автотранспортных средств невозможно произвести без потерь для качества дорожного покрытия. Все большегрузы имеют превышение нагрузки на ось. Конечно, за превышение нагрузки на ось мы наказываем. Но на вещи надо смотреть реально.
Есть и такое — приезжают из других регионов и говорят, что у нас дороги нормальные. Все относительно. Во многих городах такое плачевное состояние дорог и без активного строительства… Надо сравнивать не по цифрам, а по фактическому состоянию дорог. И надо анализировать причины такого состояния. Это и нам, как контролирующему органу, интересно — мы же должны знать, по чьей вине дороги плохие.
Есть такая составляющая дорожно-транспортных происшествий как дорожные условия, сопутствующие ДТП. Позиция ГИБДД республики — очень жестко подходить к этому показателю. Если есть даже малейший недостаток в дорожном полотне, занижена обочина, небольшой гололед, неправильное размещение дорожного знака, мы записываем это как составляющую причины ДТП. Зимой «дорожная составляющая» фигурирует почти в каждом втором ДТП, условия погоды — в каждом четвертом. Я привел эти цифры потому, что их могли взять за основу при составлении рейтинга качества дорог. Но эти цифры говорят только о жесткой позиции госавтоинспекции Татарстана по отношению к учету всех возможных причин ДТП.
ЗА ПРОСРОЧЕННЫЕ ШТРАФЫ В 2010 ГОДУ АРЕСТОВАЛИ 1177 ЧЕЛОВЕК
- Почему при регистрации или снятии с регистрации автомобиля при прохождении технического осмотра инспекторы требуют подтверждения об уплате штрафов, хоть этот документ не находится в перечне необходимых документов, и также существует приказ начальника ГИББД РФ о запрещении требования данного документа
- Есть Статья 20.25, часть 1 — «Неуплата административного штрафа в срок», согласно которой по истечении 30 дней гражданина можно арестовать на 15 суток или наложить двойной штраф. Статистика такова — за 2010 год 1177 человек арестовали, 4156-ти предписан двойной штраф. В этом году — рост на 23%.
Когда человек, у которого есть долги, приходит к нам за какой-то справкой, сотрудники ГИБДД, по идее, обязаны его арестовать, составить протокол и доставить в суд. А наши сотрудники из жалости отсылают их заплатить штрафы…
- А за неуплату штрафа в 100 рублей тоже могут арестовать?
- Могут — минимального порога нет. Люди недооценивают ситуацию. Сейчас рассматривается законопроект, согласно которому двойной штраф — минимум 1000 рублей, то есть если вы просрочили уплату штрафа в 100 рублей, то с вас должны взыскать не 200, а 1000 рублей.
НАША ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — В НАШИХ РУКАХ!
- Почему сведения об угонах в Татарстанской базе различаются от данных Федеральной, или может это просто кому-то выгодно?
- Базы данных отличаться не должны — в течение года почти каждые 10 дней база обновляется. Если речь идет об уплате транспортного налога за угнанный автомобиль, то рекомендую владельцу при возбуждении уголовного дела взять у следователя соответствующий документ и представить его в налоговые органы. Это самый верный путь!
- По угонам какова ситуация?
-Снижение. Видеофиксация помогает — она фиксирует все.
- Пешеходы часто бывают причиной ДТП?
- Доля ДТП по вине пешехода порядка 13 %.
- Пешеходов за это наказывают?
- Штраф пешеходам — 200 рублей. А если пешеход явился причиной аварии, водителя не привлекают к ответственности.
- Не пора ли штрафовать пешеходов за разговор на «зебре»? (Часто стоят или идут по пешеходному переходу и болтают по мобильнику, не смотря по сторонам) (Пантелеев Алексей Геннадьевич).
-Ответственность за этот вид нарушения не предусмотрена. А вообще, почему бы по «зебре» не пробежаться? Лично я всегда так поступаю. Наша личная безопасность — в наших руках!
Еще интересно почитать:
13.04.2012 в 11:47
много букв
15.06.2012 в 23:21
Уважаемый Рифкат Нургалеевич!
обязан ли я получать протоколы фиксации фото видеео фиксаторов. Если нет почему, чем это регламентировано. Как быть в случае не получения протокола об описании нарушении, т.к. согласно Конституции я обязан знать в чем моя вина, а в случае несогласия обжаловать. В случае не получения протокола обязан ли я уплачивать штраф. И в течении какого срока я должен получить протокол? Получается перед выездом за границу, тех осмотра, перерегистрации авто, тех. осмотра заставляют бесспорном порядке оплачивать штраф?