варианты подключений
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ АКУСТИКИ В АВТОМОБИЛЕПростая схема подключения фронт/тылЗдесь выходы с усилителя автомагнитолы подключены напрямую к колонкам в тыловой и фронтальной части авто.
Фронт/Тыл + ТвитерыСхема подобна предыдущей, но к фронтальным динамикам подключены твитеры (вч динамики), должны быть подключены через фильтр высоких частот (конденсатор)
Фронт/тыл + сабвуферФронтальная и тыловая акустика подключена к усилителю автомагнитолы, а для сабвуфера уже требуется внешний усилитель мощности. Внешний усилитель мощности должен быть подключен к АКБ через отдельную линию электропитания со своим предохранителем, к магнитоле усилитель подключается через линейный выход.
Фронт к автомагнитоле - Тыл к усилителюВ этом случае Фронтальные динамики подключены к усилителю магнитолы, а Тыловые - к внешнему усилителю.
Фронт к автомагнитоле; Тыл и Сабвуфер - на усилителеФронтальная акустика с твитерами подключена к усилителю автомагнитолы. Тыловые динамики и сабвуфер - к внешнему усилителю. Усилитель должен быть - трехканальный, подключается к линейному выходу магнитолы.
Фронт на усилителе, Тыл на усилителеВ этом случае Фронтальные динамики подключены к первому внешнему усилителю мощности, а Тыловые - ко второму внешнему усилителю. Можно использовать один 4-х канальный усилитель. Первый усилитель настраивается на СЧ-ВЧ диапозон, Второй на СЧ-НЧ диапозон
Фронт на усилителе, Тыл на усилителе + СабвуферВ этом случае Фронтальные динамики подключены к первому внешнему усилителю мощности, а Тыловые - ко второму внешнему усилителю, Сабвуфер к третьему. Можно использовать один 5-ти канальный усилитель. Первый усилитель настраивается на СЧ-ВЧ диапозон, Второй на СЧ-НЧ диапозон, усилитель сабвуфера на НЧ диапозон.
----
схема подключения сабвуфера в автомобилетак называемый способ мостового подключения
а так же:
Как
расчитать объем "ящика" корпуса для сабвуферанеплохой
отчет об инсталляции музыки в VW Polo......
Как правильно подключить усилитель?лучше взять готовый установочный набор, хотя бы Mystery MAK 4.08 ~$35 но, чем дороже провода, тем они лучше. и, по-возможности, не скупись на них. например, можно взять более дорогостоящий набор Mystery MAK 2.04 ~$46, выкинуть из него линейный кабель, и использовать линейки более высокой категории - DAXX R50 и т.п.
в установочный набор входят: силовой кабель + (>5м) и - (>1м), управляющий кабель, предохранительная колба, предохранитель, клеммы, акустический кабель, хомуты.
силовой кабель прокладывается вдоль одного борта машины, заводится в подкапотное пространство и подключается к + АКБ, но его разрыв устанавливается предохранительная колба с предохранителем. противоположный конец подключается к +12 усилителя. минусовой кабель прокладывается от GND усилителя до ближайшей массы на корпус автомобиля. управляющий кабель и линейные провода (по противоположному от силового борту, пересекаясь с силовым, если это неизбежно, только под прямым углом) также заводятся на усилитель. управляющий - на REMOTE, линейные провода - к соответствующим входам усилителя. акустический кабель от усилителя прокладывается до динамиков.
........
Усилители (классы, основные параметры, типовые схемы подключения)Усилитель мощности - это основной элемент звуковой системы. Это устройство получает сигнал низкого уровня от линейного выхода головного устройства и усиливает его напряжение и ток до необходимых величин, достаточных для нормальной работы динамиков. В этой главе мы расскажем Вам о том, как устроены усилители, как они классифицируются и об их месте в автомобильных аудиосистемах.
Классификация усилителей Усилитель условно можно разделить на четыре основные части.
Блок питания усилителя,
блок обработки входного сигнала,
драйвер и
блок формирования выходного сигнала.
Блок питания - это группа электрических цепей, формирующих и регулирующих напряжение для питания различных частей усилителя. Блок обработки входного сигнала сравнивает сигнал, получаемый от предусилителя магнитолы с выходным сигналом усилителя для его корректировки, чтобы удалить искажения, возникающие при усилении. Кроме того, этот блок усиливает входной сигнал до уровня, необходимого для последующего его усиления в других частях усилителя. Драйвер разделяет сигнал на два разнополярных сигнала (фазовое разделение) и усиливает его для последующей передачи в блок обработки выходного сигнала. И наконец, последняя стадия усиления - блок обработки выходного сигнала (его правильнее называть выходным каскадом или оконечником), который в основном и определяет класс усилителя. Усилители разделяются по классам в зависимости от своей эффективности (К.П.Д.) и уровня искажения выходного сигнала.
Класс А. Усилители этого класса обладают низкой эффективностью, но дают очень "чистый" сигнал. Большинство усилителей класса А имеют К.П.Д. равным 20-30%, то есть при потреблении 100 Вт от аккумулятора автомобиля он выдает сигнал на динамики мощностью всего в 20-30 Вт. Остальная мощность теряется в электрической цепи усилителя, превращаясь в тепло. Качественные усилители А класса редко применяются в автомобильных аудиосистемах, так как они обладают малой мощностью при очень высоких ценах. Ламповые усилители класса А можно встретить лишь в очень дорогих аудиосистемах уровня Hi-End.
Класс В. Эффективность усилителя этого класса почти в два раза выше эффективности усилителя класса А. Однако, искажения в выходном сигнале очень высоки, что делает этот класс усилителей неприемлемым для car audio.
Класс С. Усилители этого класса имеют К.П.Д. равным почти 75%, что делает их очень эффективными, но с увеличением К.П.Д. резко увеличиваются искажения. Эти усилители не подходят для усиления звука в Hi-Fi аудиосистемах.
Класс АВ. Большинство Hi-Fi усилителей принадлежат именно этому промежуточному классу. Они вобрали в себя возможности усилителей класса А - относительно "чистый сигнал" при относительно неплохой эффективности (немного ниже чем в классе В).
Класс D. Это самый современный класс усилителей, применяющие цифровую обработку сигнала. Усилители D класса очень компактные, что в будущем даст им преимущество на рынке автомобильных аудиосистем. В настоящее время, цифровые автомобильные усилители встречаются гораздо реже, чем популярные аналоговые усилители АВ класса.
Коэффициент гармонических искажений (THD). Звуковой сигнал состоит из множества частот и полутонов. Гармоника - это полутон первоначальной ноты (основной частоты), который отвечает за характер звучания ноты. Звуковой сигнал можно представить как сложную комбинацию колебаний точно взаимосвязанных синусоидальных волн (гармоник).
В процессе усиления, проходя через различные блоки усилителя, звуковой сигнал искажается, "обрастая" ненужными гармониками. Возросшее количество гармоник в усиленном сигнале, выраженное в процентах, и есть коэффициент гармонических искажений (Total Harmonic Distorsion). В спецификации усилителя указываются несколько коэффициентов гармоник для различных частотных диапазонов, уровней выходной мощности и сопротивлений нагрузки. Чем меньше этот коэффициент, тем выше качество усилителя.
Разделение каналов (Stereo Separation). Этот показатель характеризует уровень изолированности двух каналов усиления (правого и левого) друг от друга. Их взаимовлияние обусловлено наличием общего источника питания в усилителе. Выражается этот показатель в децибелах и характеризует уровень интенсивности левого канала относительно уровня "просочившегося" в него правого канала и наоборот. Чем выше этот показатель, тем лучше усилитель. Избежать "просачивание" можно заменой одного стерео усилителя на два отдельных моно усилителя. В классе high-end эта проблема решается установкой двух блоков питания в один стерео усилитель.
Демпфирующий фактор (Damping Factor). Для того, чтобы понять сущность демпфирующего фактора усилителя, рассмотрим поведение мембраны сабвуфера в период между импульсами. Низкочастотый импульс, посылаемый усилителем на катушку динамика заставляет его мембрану двигаться вперед. Достигнув определенной верхней точки мембрана начинает возвратное движение. Вернувшись в исходную точку мембрана не замирает сразу, а продолжает вибрировать по инерции некоторое время, что генерирует в обмотке динамика обратный электрический ток. Усилители конструируются таким образом, чтобы закорачивать обратный ток от динамика и, тем самым тормозить вибрацию мембраны в период между импульсами. Чем выше демпфирующий фактор усилителя, тем быстрее мембрана останавливается, возвращаясь назад в исходную точку после импульса.
Демпфирующий фактор усилителя определяется как отношение сопротивления динамика к сопротивлению усилителя. Чем ниже сопротивление динамика, тем ниже демпфирующий фактор.
Ламповые усилители в силу конструктивных особенностей имеют низкий демпфирующий фактор, что обуславливает "мягкий" бас в звуковой картине. Производители транзисторных усилителей стараются повысить демпфирующий фактор для репродукции "жесткого" баса, так как при желании бас можно смягчить, заключив в короб низкочастотный динамик. Ужесточить же "мягкий" бас сабвуферным коробом гораздо сложнее.
и еще немного...
Мощность усилителейКак отличить усилитель с завышенной паспортной мощностью?Самый простой способ - посмотреть на номинал предохранителя. Допустим, производитель заявляет номинальную мощность 2 * 100 Вт. Это означает, что усилитель будет потреблять около 400 Вт, поскольку КПД усилителей класса AB (наиболее распространенного) примерно равен 50% (2 * 100 / 0,5 = 400). Дальше остается поделить потребляемую мощность на напряжение бортовой сети: 400 Вт/13,8 В = 29 А. Если номинал предохранителя меньше этой цифры, то производитель слукавил и указал завышенную мощность - довольно частый случай для дешевых моделей малоизвестных фирм.
Почему некоторые производители указывают заниженную паспортную мощность?Не раз приходилось сталкиваться с тем, что младшие модели авторитетных производителей, имеющие маленькую паспортную мощность (например, 2 * 25 Вт или 2 * 30 Вт), оказываются реально гораздо мощнее и вполне сравнимы по этому параметру с одноклассниками, чья заявленная мощность выше. Дело в том, что здесь производители идут на хитрость. Обычно такие бренды тесно связаны с соревновательным движением по автозвуковому спорту, где деление по классам идет в том числе и по суммарной мощности усилителей системы. В этих условиях участник, имея реально более мощный усилитель, чем заявлено в паспорте, может выступать в классе, где соперники будут с менее мощными усилителями, в результате получая преимущество.
Насколько отличается мощность при включенном и выключенном двигателе?Как известно, напряжение бортовой сети при выключенном двигателе составляет 12 В, а при включенном - 13,8 В (в реальности цифры могут отличаться, особенно у старых автомобилей). Если усилитель имеет стабилизированный блок питания, о чем обязательно будет написано в инструкции, то его мощностные параметры будут практически одинаковыми для обоих случаев. Кстати, это вовсе не означает, что звучание системы при включенном и выключенном двигателе будет одинаковым, особенно для систем, оборудованным конденсатором в цепи питания усилителя.
Но если блок питания усилителя нестабилизированный, как и бывает у большинства моделей, то разница в мощности может оказаться значительной, иногда отличаясь в 2 - 3 раза. Поэтому если вам встретился усилитель с неожиданно малой паспортной мощностью, указанной для напряжения 12 В, то поищите в технических данных параметры парой строчек ниже - скорее всего, там окажутся более привычные цифры, указанные для 13,8 В или 14,4 В.
Каких данных следует опасаться?Если единственный вариант мощности, приводимый изготовителем, содержит комментарий (THD = 10%), то мы бы этому производителю не доверяли, поскольку слушать музыку при таком уровне нелинейных искажений (THD - коэффициент гармонических искажений) никто не захочет, даже не причисляя себя к аудиофилам. Еще хуже, если единственными данными является мощность PMPO (пиковая музыкальная выходная мощность); это, строго говоря, прямой обман покупателя, по крайней мере, с точки зрения этики в car audio (среди домашних магнитол PMPO вполне прижилось и охотно используется даже известными фирмами). Насколько сильный обман? Очень внушительный - в 20 (!) раз по отношению к номинальной мощности. Кстати, советуем изучать все источники, где производитель говорит о мощности усилителей: на корпусе аппарата и на коробке могут быть приведены вполне заманчивые цифры без каких - либо комментариев, а в паспорте - мелким шрифтом - пояснение, что это, оказывается, как раз та самая злосчастная PMPO...