В догонку к статье, приведенной в первом сообщении. Она более полная и точная.
о бедном бензине замолвите слово...
-----
"Нафига козе баян?" (с) риторический вопрос
и в самом деле... чтобы такое рассказать про бензин, чего вы не знаете, но именно ХОТЕЛИ бы узнать.
пожалуй это и есть самый сложный вопрос... и в самом деле: конкуренция среди производителей и продавцов топлив огромна, на рынке появились достаточно именитые компании которые заставляют производителей выпускать пригодный почти во всех отношениях бензин. ну а если бензин пригоден, Вам-то зачем знать о способах его получения? ну залили и залил. устроили обычный холивар (holly war) - поспорили что лучше 92 или 95, да и будет на том.
если задаться целью можно начитаться десятки учебной и технической литературы, где через слово будут встречаться странные и страшные слова объясняющие процесс получения и использования бензина. вам-то это зачем? машина едет хорошо? свечки положенный срок служат? ну и замечательно.
если "замечательно" вас устроило - не читайте эту тему дальше
здесь не пойдет речь о том у кого длиннее... гмм.. катушка зажигания.
"я то зачем полез?! я даже ч-и-т-а-т-ь не умею..."
(с) анекдот
для тех кто всеж продолжит чтение:
так или иначе, споры про всякие злые присадки типа ферроценов или тетраэтилсвинца были есть и будут, и не столь важно, что последний запрещен, а первый тип жестко ограничен в использовании. неважно, по-любому "всехады".
вот поэтому я и хочу чуть объяснить технологию, как именно это (топливо) делаем.
я не буду описывать процесс переработки нефти (как прямой так и вторичной), это описано множеством статей и даже простыми картинками, мол возьмите бочку - налете нефти и грейте пока все не улетит. по-сути это правда, но очень однобокая правда.
примерно это выглядит так:
поэтому перейду к сути, именно к бензину:
что следует знать про взаимодействие бензина и двигателя (принцип работы двигателя думаю описывать не надо, тут все люди умные)
1) все знают что бензин воспламеняется. 99% знает что воспламеняется не бензин, а топливно-воздушная смесь.
2) примерно 75% думают что бензин получает из нефти напрямую, потом туда льют всякие гадские присадки и продают.
"прикол" первый...
все в курсе, что бензин испаряется. не быстро, но испаряется.
и чем выше температура - тем быстрее. логично.
именно потому - бензин, на ряду с дизельным топливом, тоже имеет летний и зимний классы, они как правило не афишируются, и забота эта отдана переработчикам/производителям.
Запуская холодный двигатель нужно уже иметь достаточно паров бензина, чтобы создать смесь.
это отражается тестом:
давление насыщенных паров = ДНП (цифры, по которым можно понять купили вы летний или зимний - можно найти в сертификате на любой нормальной заправке, они обязаны его иметь).
таким образом бензин зимой должен содержать большее количество легких (летучих) углеводородов...
с другой стороны горячий двигатель с большими испарениями бензина - задохнется. именно поэтому было принято решение жестко нормировать это давление
не вдаваясь в тех.подробности, стандартно: давление повышают или уменьшают газами, точнее газом: бутаном
поэтому если вы слышите, что бензин произведен с добавлением газовых компонентов - не пугайтесь. все нормально.
добавьте больше или меньше и получите годный для эксплуатации зимой или летом бензин.
если внимательно понаблюдать за заправкой авто, вы его (бутан) увидите.
вставьте пистолет и заправляйте, а сами смотрите на горло бака, увидите бесцветный "пар". это и есть газ бутан.
именно поэтому "не рекомендуется" курить на заправке
страшен даже не сам бензин, сколько газ.
при определенных условиях можно и бычки тушить в ведре с бензином, но вот газ воспламеняется очень быстро (конечно, для воспламенения требуется опред. концентрация, но всеж аккуратнее там... , думаю каждый себе может представить дома газовую плиту куда поступает пропан-бутановая смесь и что будет если неудачно закурить...
ну это была лирика, те кто прочел - молодец. а теперь о главном: Октановое число
забегая вперед - почему "октановое", почему не назвали по-другому ("по-человечески" как выражаются некоторые .
да все очень просто: поскольку показатель наиважнейший нужно было принять некую единую "шкалу ценностей".
единое измерение этого числа. ну и придумали собственно...
есть такие 2 хим.вещества:
1) изооктан (он же 2,2,4-триметилпентан)
и
2) н-гептан
шутка юмора состояла в том, что изооктан имеет октановое число равно 100, а норм.гептан = 0
думаю вам не составит труда прикинуть пропорцию как из этих двух компонентов создать нужную смесь.
т.е. проще говоря сколько изооктана вы внесли в смесь, такое и октановое число. и вроде бы просто, но есть нюанс... о нем чуть ниже
для справки: Октановое число показывает нам, как именно будет вести себя бензин в двигателе, а еще точнее будет ли он "детонировать"?
что вообще за зверь детонация? я не хочу приводить заученные определения, сами найдете в поисковике:
представьте себе, что уже готовая смесь бензина и воздуха попала в цилиндр, поршень идет в ВМТ (т.е. вверх) и сжимает смесь, все идет хорошо, вот только одно мешает...
смесь нагревается, помимо того что сам двигатель уже горячий, так и по законам физики - смесь паров при сжатии нагревается. и может статься так, что сжатие будет чрезмерным - и смесь САМОвоспламенится.
этим вобщем и пользуются дизелисты ;) но что дизелисту хорошо, то ...
бензиновые моторы этого не любят, нарушается цикл и страдают внутренности.
смесь воспламенилась, но выпуска еще нет. в итоге начинается борьба внутри двигателя, ну к примеру:
между коленвалом который толкает поршень в нужную вернюю точку и самим поршнем на который давит взрыв (давит конечно вниз, а колено вверх).
в общем и целом такое "перетягивание каната" внутри двигателя отчетливо слышно по стуку или бренчанию внутренностей. итог в общем тоже известен и предсказуем...
как же быть если "и хочется и колется"? ответить на этот вопрос и главное на вопрос "чего лить!?" поможет знание тех.параметров двигателя, одним из которых является СТЕПЕНЬ сжатия.
теперь вспоминаем про эталонную смесь изооктана и гептана и задумываемся на "нюансом":
почему гептан имеет окт.число = 0?
да потому что ему требуется меньшая степень сжатия, чтобы он воспламенился.
а что такое "степень сжатия"? правильно это отношение объемов цилиндра, а именно объем цилиндра по достижению НМТ (нижней мертвой точки цилиндра) к объему ВМТ (т.е. верхней).
"прикинем хрен к носу", а после прикидки поймем что: чем больше степень сжатия, тем мощнее двигатель (хотя если правда - "тем длиннее рабочие ходы поршня", т.к. мощность современных двигателей стала расплывчатым понятием, слишком много "инноваций". но так будет проще для понимания).
итак "какой бензин лить?". думали так прям ответ тут и будет?
неее... но если чуть задуматься - "прикинуть" можно:
есть два варианта прикидки, первый: детонация есть? нет? прёт? ну и отлично. подходит.
второй: узнаем степень сжатия вашего мотора, потом обдумаем "нюансы" производителя и решим чего будем лить.
еще чуть лирики:
на той же заправке, спросив сертификат, вы можете увидеть 2 параметра:
- октановое число по исследовательскому методу
- октановое число по моторному методу
нафик это надо? дело вобщем житейское:
ОЧ по иссл.методу - это моделирование мягкой работы мотора - ну типа езды за городом.
ОЧ по моторному методу - это жесткий режим. в т.ч. под нагрузкой.
учтите, что когда вы на заправке говорите "мне 92", вы имеете ввиду "мне бензин с окт.числом по исслед. методу = 92" (а не по моторному!).
опять же чуть забегая вперед, запомните:
- у хорошего 92-го бензина окт.число по иссл. методу = не менее 92,а по моторному = не менее 83
(для 95-го = 95/85 соотв.)
с международной точки зрения переработчиков - значение по исслед. методу = фикция.
нам важен моторный метод. т.е. какой бензин делать, чтобы двигатель работал нормально.
теории "овощеводства", нас мало интересуют.
именно поэтому зачастую зарубежные компании пишут среднее этих чисел, т.е. складывают и делят на 2.
но к России это не относится, поэтому так просто - имейте ввиду.
теперь, после теории, возвращаемся ко второму вопросу - "всякие гадкие присадки". да пожалуй, тут очень обширное поле деятельности... всего и не описать. да и тут целый трактат писать надо. лень. пройдемся по-быстрому:
первый вариант) Этилированный бензин.
в настоящий момент запрещен законодательно.
но для общего сведения - ранее это делалось просто:
в бензин добавлялся тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС).
прелесть состояла в том, что оба вещества сущ. увеличивали окт. число, но при этом не влияли ни на ДНП на на другие свойства.
минусы: смертельно опасно (особенно второе). как для человека, так и для экологии.
в чем же прикол? если все так плохо и опасно. запретить и расстрелять.
а нюанс в том, что свинец как компонент до сих пор можно встретить в бензинах (наряду с некоторыми другими металлами), которые многие ошибочно принимают за пресловутые присадки. нет, дело не в присадках.
металлы - подавляют воспламенение.
чем ниже окт. число, тем больше вероятность детонации двигла. (или вобще самовоспламенение бензина).
если прочтете еще раз, поймете что утверждение: "в 95-м больше присадок!" - ошибочно.
в том же 92 бензине, зачастую можно встретить - металлов больше чем в 95, т.к. последний менее склонен к детонации.
металлы на свечах это ничто иное как антидетонатор, ввиду не совем правильного смешения компонентов бензина. поменяйте заправку.
но антидетонатор и "гадские присадки для повышения окт.чила" - разные вещи, не путайте их.
второй вариант: кислородсодержащие добавки (спирты / эфиры и т.д.)
именно эти добавки используются при настоящем производстве бензина (под. преимущество).
тут множество вариантов - метанол, этанол, третбутиловый эфир, т.амиловыйэфир и еще масса страшных и не очень - слов.
в данный момент преимущество за вторым вариантом, он более экологичен и прост в приготовлении бензина, хотя и более дорогостоящий.
вернемся к утверждению номер 2:
"примерно 75% думают что бензин получает из нефти напрямую, потом туда льют всякие гадские присадки и продают."
забудьте, это уже дааааааавно не так. очень давно.
сама по себе технология переработки продвинулась, поэтому бензин содержит продукты вторичной переработки, с установок алкилирования, гидрокрекинга, газофракционирования или каталитического риформинга. все эти страшные слова позволяют получать бензиновую смесь (в кавычках, т.к. чистый бензин - будем считать получается простой, прямой перегонкой), минимизируя какие-либо добавки.
вы даже представить себе не можете насколько вы близко к правде когда произносите "бензин-гавно"...
только фразу надо чуть перестроить "из гавна"
да, чистая правда. если бы просто гнали из нефти - разорились бы давно.
представьте себе, что купив литр пива - вы выпьете 250 мл, остальное выкидываете. небюджетно да?..
та же ситуация и тут: сырье неоднократно подвергается вторичной переработке, и эти полученные компоненты - потом и составляют бензин.
собственно, честно сказать: "бензин" - уже даже так и выражаться не корректно, правильно говорить "бензиновая смесь".
я не буду углублятся в тему алкилирования или риформинга, это очень объемные и сложные темы переработки.
просто учтите, что бензин = бензиновая смесь из прямогонных и вторичных компонентов.
которых бывает много, и бывает мало. по законам химии:
чем выше соотношение углерод:водород тем ниже теплота сгорания.
т.е. наибольшую теплоту дадут нам бензины (и алкилбензин) почти без вторичных компонентов.
а наименьшую ароматика и бензины кат.риформинга (которые и имеют преимущество, т.к. дешевле бадяжить "отходами").
--------
вопрос который любят задавать:
можно ли прикинуть какой бензин для моего мотора?
впринципе да, (почему "в принципе" см. далее)
пример (на моем моторе): 2.0 DOHC Compression ratio = 10.1:1
возвращаемся к описанному выше и понимаем что производитель мотора заявляет, что топливная смесь рекомендованная для работы данного мотора была соотношением 10.1:1 - изооктана к гептану.
вспоминаем что количество изооктана это и есть искомое октановое число...
берем в руки калькулятор и начиаем считать:
... если возьму 90% изооктана и 10% гептана = получу степень 9 (90 делить на 10 = 9). непойдет. маловатобудет (с) падал прошлогодний снег.
91 к 9 ? = 10.1
тютелька-в-тютельку. т.е. порог работы мотора со степ. сжатия 10.1 = бензин с ок. числом 91.
а теперь нюансы, применимо к пассатам их будет 2:
1) вспоминаем что увеличение степени сжатия = увеличение детонации.
выше окт. число = меньше детонация.
соединив 2 вещи воедино, чисто по обывательски сделаем вывод:
- ездить на 92 можно. но имеется шанс залета с детонацией, т.к. граница = 91, а Российские реалии бывают преподносят сюрпризы. поэтому скорее всего наиболее верным решением будет отойти от нижней границы в сторону 95-го бензина.
2) наличии турбины и иной "форсировки" мотора - требует повышение октанового числа. т.е. опять же 95 (или выше)
ну вот, как-то так.
многа букафф, но почитать стоит, для более полного понимания вопроса о топливе. Написано очень доступно и интересно.
Таифовский бензин почему то не жалуют на родине его происхождения, в Нижнекамске. Говорят, что его расход выше, нежели бензинов с других заправок. Да и делают его не из нефтяных фракций, а из газового конденсата. Бензины из газовых конденсатов обычно имеют низкую детонационную стойкость, поэтому в них много присадок.
А сам заправляюсь только на Лукойле, лью 95. На 92 мотор безбожно звенит.