Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации всерьез озаботилось проблемой защиты пешеходов. В Росстандарт направлены предложения по изменению сразу нескольких ГОСТов, в Правила дорожного движения будет внесено много поправок.
В 2011 году общее число ДТП с участием пешеходов сократилось на 3,7% (65 959 происшествий) по сравнению с 2010 годом, на 4,4% снизилось количество раненых (61 403 человека), но число погибших пешеходов осталось практически на прежнем уровне и составило 8766 человек.
В первую очередь Госавтоинспекция предлагает изменить пешеходные переходы – сделать «зебры» разноцветными (белые полоски чередуются с желтыми), знаки «Пешеходный переход» поместить на желтую основу и оснастить подсветкой, дополнить переходы дополнительными желтыми светофорами, предупреждающими водителей о приближении к переходу. Кроме того, планируется оснастить все места, где переход пешеходов запрещен соответствующими знаками. Увеличить число знаков планируется и на пешеходных дорожках.
Но одно из самых громких предложений – заставить пешеходов в темное время суток носить специальные световозвращающие браслеты, благодаря которым, незащищенные участники дорожного движения будут заметны водителям даже на неосвещенных улицах. Гаишники аргументируют свое предложение тем фактом, что пешеходы, которые нередко сами становятся виновниками ДТП, должны позаботиться о себе сами.
Такие правила уже давно действуют в Белоруссии, причем достаточно успешно. Однако, там инспекторы постоянно проводили разъяснительную работу (в первый месяц после введения браслетов), затем предупреждали (второй месяц), а затем начали массово выписывать штрафные квитанции. У нас сегодня максимальное наказание за нарушение Правил дорожного движения пешеходом составляет 200 руб. В скором будущем этот штраф может быть увеличен до 500 руб. Другое дело – даже если обязать пешеходов носить браслеты и повысить штрафы резко ситуация вряд ли исправится. Во-первых, у нас огромная территория и большое количество пешеходов, которые не только перебегают дороги в неположенных местах в городе, но и любят ходить ночью по неосвещенным шоссе за городом. Во-вторых, инспекторы ГИБДД всегда со снисхождением относились к пешеходам. Да и будут ли они штрафовать нарушителей?
Среди других предложений – оснастить заграждением «перилами» пешеходные переходы вблизи учебных заведений. С тем, чтобы пешеходы переходили улицу исключительно по переходу, а не растягивались в длину и шли там, где им удобно.
Кроме того, ГИБДД хочет, чтобы места ремонта дорог были оснащены более заметными дорожными знаками (они также будут иметь желтый флуоресцентный фон) и разметкой. Многие информационные знаки, особенно обозначающие въезд в населенный пункт, предлагается дублировать над проезжей частью. А также, распространить действие всех без исключения дорожных знаков не только на проезжую часть и обочину, но и на трамвайные пути. А во избежание спорных ситуаций с обгонами, знаки «Обгон запрещен» также будут дублироваться или над проезжей частью, или на противоположной стороне дороги.
Проект изменений Правил дорожного движения вначале пройдет обсуждение, а затем вполне может обрести форму документа. Скорее всего, это случится с началом осени.
Спасибо Матвею Дышло
Еще интересно почитать: