В Татарстане строится первый платный автобан

Перспективы строительства стратегической автомагистрали Западная Европа – Западный Китай в полной мере оценили пока лишь в Татарстане.

Шелковый путь XXI века начнется в Санкт-Петербурге. Пройдет через Казань, Оренбург, казахстанские Актобе и Алматы и завершится в приграничном китайском городке Хоргос. Сейчас усилия татарстанских строителей сосредоточены на подготовке республиканского участка дороги, который соединит скоростной трассой в 145 км Алексеевское и Альметьевск. Здесь завершается укладка земляного полотна под будущую магистраль. Но даже по земляной дороге, утрамбованной и отшлифованной бульдозерами, мы проехались с ветерком!

- Сельчане тоже с удовольствием здесь гоняют, оценив ровное полотно, не поддающееся размыву после дождей, — говорит начальник производственного отдела ОАО «Автострада» Равиль Галеев.
Проехавшись с ним по всему маршруту, мы убедились: подготовительная часть завершена. Путь для трассы через поля и горки проложен. Для этого пришлось горки срезать, а поля выровнять — работа проделана колоссальная. Для выравнивания дорожной трассы в республике впервые применили спецтехнику. Японские бульдозеры оснащены компьютерной навигацией по примеру метростроевских проходческих машин, которые идут под землей с точностью до сантиметра.


- Конечно, пришлось малость подучиться, — поясняет машинист бульдозера Александр Сурков. — Но зато удобно. Глянул, а у тебя все на экране — машинка подсказывает.
Маршрут скоростной трассы согласовывался с археологами. Строители аккуратно обогнули древние захоронения и исчезнувшие поселения ушедших веков. Магистраль в местах пересечения с другими дорогами не будет иметь перекрестков или светофоров. Можно развить скорость до 150 км! Дороги на перекрестках оборудуют двухуровневыми развязками. По просьбе сельхозпроизводителей под трассой возводят два тоннеля специально для прохода буренок на пастбища. Земляное полотно накроет «дорожный пирог» высотой 91 см. «Выпекание» одного километра такого «пирога» обходится в 300 млн рублей.
Проезд по скоростной магистрали, названной первым автобаном Татарстана, будет платным.
Предполагается брать по рублю за километр. Протяженность автобана — 294 км. Два слова о российской особенности оплаты платных участков дорог. Вначале все идет, как в Германии, — желающие ехать с комфортом платят денежку и несутся по гладкой дороге. Но вскоре появляются водители, гордо предъявляющие пропуски-«вездеходы» от разных уровней власть имущих. Ксивами спешно обзаводятся все, кто пользуется трассой регулярно. В итоге прибыль от эксплуатации дороги резко падает.
Но окупаемость местного татарстанского автобана — 25 лет. Общая стоимость проекта — 100 млрд рублей, вложения на сегодня — 7 млрд. Это федеральные средства, республиканские и частного инвестора. Строят трассу специалисты ОАО «Автострада». Ее пуск в эксплуатацию планируется в 2013 году.


По закону платной дорогу можно объявлять, если есть альтернативная бесплатная. В нашем случае такую функцию выполняет трасса Казань — Оренбург. Здесь специалисты обращают внимание на весьма важную российскую деталь. Едва платная магистраль запускается, как прекращается финансирование содержания бесплатной. Неремонтируемая дорога быстро приходит в упадок. Так что выбор у автовладельца остается один. Чтобы сберечь машину и нервы, он пускается по скоростному «платнику».


По оценке экспертов, татарстанский участок Шелкового пути XXI века — проект амбициозный, с большими перспективами. Благодаря ему Татарстан станет центром по переработке всех грузов и товаров из Китая. Если учесть, что это будет самый оптимальный путь из Китая в Россию и дальше в Европу, то республика станет мощным центром в логистике транспортных потоков.
Китайские бизнес-товарищи не смущаются четвертьвековым сроком окупаемости и готовы построить нашу дорогу за свои деньги.  Но затем и использовать ее как свою… Сроки пуска первой скоростной магистрали в РТ зависят от денежного участия заинтересованных сторон: федерального центра, Татарстана и Китая. Совместное финансирование возможно в разных вариантах. Например, путем создания консорциума с представительством всех участников. Наилучшим вариантом остается создание бизнес-плана с участием государства. Значит, с его мощными ресурсами на федеральном уровне.

Еще интересно почитать:

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.