Владимир Путин подписал постановление, меняющее методику расчета полиса ОСАГО. Теперь из-за повышения ряда коэффициентов тарифов страхование гражданской ответственности для автовладельцев станет дороже — в отдельных случаях почти в два раза. Больше других рост цен коснется жителей крупных городов, а также молодых водителей возрастом до 22 лет. Удорожание также затронет владельцев автомобилей с двигателям мощностью от 70 до 100 л. с., самых распространенных в России. Минфин обещает поднять и лимит выплат по страховке, но соответствующий законопроект пока находится на стадии внутриведомственного согласования.
Вчера на сайте правительства РФ было опубликовано постановление, меняющее методику расчета цены полисов ОСАГО. Напомним, что в основе стоимости страховки лежит базовая ставка, которая умножается на ряд коэффициентов — в зависимости от места проживания автовладельца, мощности двигателя автомобиля, длительности периода страхования, количества граждан, допущенных к управлению, их возраста и стажа. Стоимость полиса должна меняться в зависимости от того, как часто водитель попадает в ДТП, но поскольку единой базы данных страховщиков еще нет, этот коэффициент применяется редко (например, если автовладелец страхуется в одной из той же компании ежегодно). Опубликованный документ незначительно меняет ряд коэффициентов (см. таблицу), однако в сумме они обеспечивают заметный рост цен.
Более других подорожание почувствуют на себе молодые жители крупных городов, управляющие не очень мощным автомобилем несколько месяцев в году. В частности, владелец 75-сильного Renault Logan из Москвы в возрасте до 22 лет со стажем вождения свыше трех лет, пользующийся автомобилем круглый год, до сих пор платил за страховку 5148 руб., теперь она обойдется ему в 6969 руб. В свою очередь, владелец 84-сильного Chevrolet Aveo из Новосибирска младше 22 лет, но со стажем выше трех лет, эксплуатирующий машину четыре месяца в году, будет платить 3554 руб. вместо 1631 руб. за полис ОСАГО.
«Повышение ряда коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО является важной и необходимой мерой, направленной на снижение убыточности и создание эффективного страхового рынка в России»,— заявил президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин. По его словам, с момента вступления в силу закона об ОСАГО в 2003 году коэффициенты корректировались только в марте 2009 года, а базовая ставка по ОСАГО вообще ни разу не менялась (для легковых авто она составляет 1980 руб.). «Инфляция за это время составила более 200%,— заявил господин Бунин.— В связи с этим ряд региональных страховых компании оказались убыточными при выплате по ОСАГО». Заместитель начальника отдела регулирования страховой деятельности Минфина Александр Ицелев пояснил «Ъ», что при принятии решения об изменении коэффициентов «анализировалась статистика и объем выплат». «Напрямую с ростом инфляции это не связано, однако объемы выплат растут в связи с ростом цен, поэтому требуется корректировка,— пояснил он «Ъ».— В одних городах коэффициенты меняются больше, чем в других, отчасти это связано с высоким уровнем аварийности на дорогах».
Вслед за ростом стоимости полисов должен увеличиться и лимит выплат, предусмотренный ОСАГО. Сейчас он составляет 160 тыс. руб., если речь идет о выплатах по возмещению ущерба жизни и здоровью. В начале июня 2011 года Минфин внес в правительство РФ поправки к закону об ОСАГО, согласно которым этот лимит может быть увеличен до полумиллиона рублей. Кроме того, ранее ведомство предлагало поднять выплаты по возмещению ущерба автомобилю с 120 тыс. до 400 тыс. руб. Дальнейшая судьба инициатив пока неизвестна. «Возможно, что с повышением лимитов будет пересматриваться и базовая ставка для расчета стоимости полиса ОСАГО, но для этого будет проводиться отдельный анализ»,— отметил господин Ицелев.
|
* Базовая ставка для легкового автомобиля составляет 1980 руб.
** В таблице указаны лишь те города, где произошло наибольшее удорожание полисов ОСАГО.
Новую методику расчета стоимости ОСАГО начнут применять через неделю после официального опубликования постановления, что произойдет на следующей неделе.