Концерт «Simphonicity» легендарного Стинга в Казани стал триумфом оркестра Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Организаторы концерта изначально объявили, что качеству звука в ледовом дворце «Татнефть Арена» будет уделено особое внимание. И обещание свое сдержали. Благодаря этому, зрители в полной мере смогли насладиться вокалом голосом Стинга, вокалистки Джо Лаури и виртуозным исполнением казанских музыкантов.
Главная скрипка оркестра Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля — наш замечательный одноклубник, Аяз Зайни (AJAZ)
Оркестр Театра частый гость на лучших концертных площадках Европы, гастроли оперной и балетной труппы проходят с неизменным успехом, это значит, что музыканты находят в отличной форме. Поэтому зрителей изначально настраивали на оптимистический лад. Но насколько это будет прекрасно, предугадать не мог никто. Казалось, дирижер Сара Хикс и казанские музыканты слаженно работают вместе уже много лет.
Стинг под аплодисменты публики поименно представлял солистов оркестра после исполнения ими сольных номеров. После блистательного соло на скрипке концертмейстера казанского оркестра Аяза Зайни среди публики разнесся слух, что этот скрипач приехал вместе со знаменитым англичанином из-за границы.
- Аяз, поделитесь впечатлениями о выступления на одной сцене с легендарным Стингом?
Аяз Зайни: Впечатления незабываемые. Мы долго готовились и все очень волновались. Для нас это величайшее событие: звезда такого уровня выступила с оркестром театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Большая честь нам выпала!
- Расскажите, как проходила подготовка к этому грандиозному событию?
- Времени на подготовку у нас было не так уж много. Поскольку параллельно в театре велась работа над постановкой балета «Анюта», и оркестр был занят утром и вечером. Мы получили партитуры и разучивали их до и после спектаклей, а также дома. Ответственность целиком и полностью лежала на самих оркестрантах, поскольку дирижера у нас не было. Нужно было отстоять честь оркестра, театра оперы и балета и Казани!
Когда мы закончили готовиться к премьере балета «Анюта», до приезда Челси Типтона – дирижера-тренера, который должен был работать с нами до приезда Сары Хикс, оставалось несколько дней. И мне пришлось выступить в качестве дирижера. Так совпало, что во время второй такой репетиции появился Челси, приехавший чуть раньше, чем мы его ожидали. Он хотел ознакомиться, как мы входим в материал. Он появился в дверях аудитории, где мы репетировали, облокотился о дверной косяк и начал слушать. Когда мы сыграли 3-4 номера, было заметно, как воодушевился американский дирижер! Он сказал, что мы молодцы и отлично звучим.
На следующий день Челси спросил меня: «Вы – дирижер?» Я ответил, нет, скрипач. Он был приятно удивлен, потому что ему понравилась моя работа, и он думал, что я, как и он, дирижер.
С Челси Типтоном мы репетировали шесть часов: по три часа с небольшим перерывом на обед. Благодаря этому, мы окунулись в особую атмосферу этой музыки. Даже когда мы просыпались, в голове продолжала звучать музыка Стинга, она сопровождала нас повсюду, дни напролет!
Приспособиться, поймать этот ритм для нас было непросто, поскольку мы привыкли к оперному жанру. Но нам очень понравился жанр рок-оперы, и сейчас наши ребята говорят о том, что нужно составить свой репертуар и, например, поставить «Аиду» Верди рок-оперой. Молодежь потянется, если будет такая забойная музыка!
- Как прошла репетиция со Стингом?
- Длилась эта репетиция не очень долго: в день концерта около двух часов. Мы, оркестр, собрались и показали, на что способны, в общем, сыграли хорошо. Я думал, что хуже будет! (смеется) Очень хорошо показали себя наши солисты: трубач Дмитрий Деликатный, кларнетист Альберт Гильфанов и виолончелист Марат Гильмутдинов и другие.
Хочу отметить, Стинг – исполнитель, все мелодии должны быть у него, но бывало, что он отдавал предпочтение инструментам оркестра, как бы подчеркивая значение музыкантов. Например, в песне «Englishman» звучал кларнет. Хотелось бы отметить высокое качество аранжировок, большинство их которых созданы Мишелем Леграном. Нам нужно было лишь выучить материал. Хотелось бы включить в этот материал имя нашей арфистки Светланы Снетковой. Она отличный музыкант, а во время концерта Стинга помогала мне играть моё сольное выступление, начало номера было на её плечах.
Ещё хочется отметить важный и волнительный момент для меня как музыканта. Думаю, такое никогда не забудется. На репетиции, после того как я отыграл свой сольный номер, ко мне подошёл сам Стинг, поблагодарил меня и пожал руку. Это было так неожиданно и приятно — получить одобрение от звезды мирового масштаба.
Звукоинженеры, которые работали над звуком, отметили наше качество игры и выучку казанских музыкантов. Одним словом, команда Стинга осталась довольна нами, они были даже немного удивлены, что в провинции работает так хорошо организованный оркестр. По секрету, до нас дошло, что накануне на концерте в другом городе они остались недовольны игрой оркестра.
- Какое впечатление произвел сам Стинг?
- Очень хорошее! Ему почти 60 лет, но он потрясающе выглядит и двигается. Не говоря уже о том, что он великолепно поет. На меня произвело впечатление то мастерство, с которым он играет на различных музыкальных инструментах: гитаре, губной гармошке, бубне и так далее.
- Аяз, расскажите, как вы нашли свое призвание?
- У меня есть два брата, оба скрипачи. Так что музыку я слышал с детства. И мне самому захотелось играть на скрипке. И в 6 лет я сказал маме, что хочу в музыкальную школу. Когда я закончил 6 классов, учительница сказала, что у меня есть способности и нужно учиться дальше. И поступил в спецшколу при казанской консерватории. Затем я перешел в музыкальное училище, далее была консерватория. Еще в годы учебы в училище, так сложилось, что в оркестре оперного театра появилась вакансия. И с 1991 года я играю в оркестре театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
- Как ваши родители и братья отнеслись к решению посвятить себя музыке?
- Родители поддержали меня. Вместе со средним братом мы вместе играем в оркестре театра. А старший брат уехал — играет в оркестре в Чехии. Так что в семье нас три брата – три скрипача!
- Ваша деятельность – музыка, которую вы исполняете – помогает миру и людям стать лучше. Какие эмоции это вызывает у вас?
- Я думаю, чтобы люди получали удовольствие от музыки, сам исполнитель должен его испытывать. Музыкант должен быть увлечен своей игрой, любить свою профессию и ту музыку, которую исполняет. Вдохновение музыканта зрители всегда почувствуют.
- Расскажите, кто помогал вам на пути творческого развития?
- Мои педагоги, которые заложили фундамент. Это и моя первая преподавательница в музыкальной школе, в училище мне повезло учиться у Фаины Львовны Бурдо, очень известного педагога. Сейчас она уехала, когда она приезжает изредка, то мы с ней видимся и с большой теплотой вспоминаем годы моей учебы. Конечно же, преподаватели консерватории внесли большой вклад.
- Вы можете описать идеальную картину реализации в творчестве?
- Я не задумывался об этом. Хорошо, что в жизни появляются такие возможности, как, например, выступление со Стингом — звездой мировой величины на одной сцене. Очень интересно и приятно работать со знаменитыми артистами оперы и балета, которые приезжают к нам в Казань на фестивале. Приятно работать с новыми дирижерами, мы учимся, получаем новую информацию, и помогаем им узнать что-то новое, происходит взаимный культурный обмен. Это здорово!
- Вы можете одной фразой сформулировать свое жизненное кредо или девиз?
- Нужно верить в себя, что все получится. И получать удовольствие от того, что ты делаешь.
Источник kazan24.ru